История

Продукция предприятия в военное время

В годы войны завод по своему производству был опытным. Вся серийно выпускаемая продукция являлась результатом разработок отдела главного конструктора новых образцов военной техники.

В годы войны в Красноярском филиале завода №327 работали такие учёные, как Н. П. Богородицкий – будущий профессор, д.т.н., ректор ЛЭТИ, трижды лауреат Сталинской премии (получивший первую из них в 1942 году, уже находясь в Красноярске), и А. А. Савельев  – главный конструктор профессионального всеволнового радиоприёмника «Шар», предназначенного для штабов армии.

Радиоприёмник «Шар»

Радиоприёмник «ШАР»

С 1941–го по 1945 годы заводом было выпущено 213 радиоприёмников «Шар».

После войны А. А. Савельев создал профессиональный радиоприемник первого класса Р–250 «Кит», который почти 50 лет безотказно проработал в радиосетях, за что был представлен к ордену Ленина и Сталинской премии.

Также в годы войны в Красноярске работал А. А. Расплетин – будущий главный конструктор зенитно–ракетных комплексов, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий. С ним вместе трудились: Я. Н. Фельд – будущий профессор, д. т. н., лауреат премии А. С. Попова АН СССР, Президент Украинской национальной ассоциации «Антенны», почетный член американского общества радиоинженеров, и Г. М. Фельдман (после войны – дважды лауреат Государственной премии СССР).

Радиоприёмники Шар

Готовая партия радиоприёмников «ШАР»

  • ☛ Фотографии учёных и конструкторов радиотехнических устройств, которые работали в период 1941…1945 г. можно посмотреть ЗДЕСЬ ⇒ Фотографии периода 1941…1945 г.
  • ☛ Сохранившиеся фотографии этого периода можно посмотреть ЗДЕСЬ ⇒ Фотогалерея

Все они были руководителями опытных лабораторий по разработке новых образцов военной техники, став затем светилами отечественной радиотехники, авторами многих учебников для студентов.

Главным инженером завода и директором с 1944 года был М. А. Спицын, впоследствии возглавлявший НИИ промышленных токов высокой частоты в Ленинграде, лауреат Сталинской премии.

За время войны завод дал стране военной продукции на 77 млн.руб.

В основном изготавливались СПУ – самолётные переговорные устройства различных типов.

Спицын М.А.

21.06.1941–19.09.1944
Главный инженер
19.09.1944–12.01.47
Директор предприятия М.А.Спицын

Их выпускали до 2000 в месяц (в общей сложности с 1941 года по 1945 год было изготовлено 24043 СПУ).

Еще делали аппараты «Точка» для приёма на слух азбуки Морзе.

Самолетно–переговорное устройство

Самолётное переговорное устройство–СПУ

В первый год войны собирали знаменитый ППШ (пистолет–пулемет Шпагина).

Изготавливались приставки к радиостанции РАФ–Д – Призма: их использовали в качестве радиомаяка для вождения кораблей по заданному фарватеру.

С завода в готовом виде выходили и связные вагонные приемопередающие радиостанции «Круг», приемопередающие радиостанции «Эфир» типа РК–6. Всего 22 наименования радиотехнических изделий.


Аппарат ТОЧКА

«Точка» для приёма на слух азбуки Морзе

Кроме того завод выпускал тысячи клапанов, катушек зажигания для двигателей автомобилей и разных приспособлений для сельского хозяйства и других нужд края.

Были и индивидуальные заказы.

ППШ

Пистолет пулемёт Шпагина

Но главное дело, которое было поручено в 1942 году заводу Государственным комитетом обороны, – создание радионавигационных маяков, предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолетов.

Эту задачу должен был выполнить разработанный еще в 1939 году инженерами–конструкторами И. К. Садовниковым и М. М. Зелентом мобильный вариант всенаправленного гониометрического радиомаяка под шифром «Колба».

 Проверка аппаратуры 'Колба'

Проверка аппаратуры «КОЛБА»

Руководил созданием радиомаяка на заводе начальник производства Н. М. Зверев (в будущем – главный конструктор НИИ №188 и предприятия п/я93 в Ленинграде, лауреат Сталинской премии).

Радиомаяк «Колба» состоял сначала из двух машин, а потом из четырех.

Центральная мачта ненаправленного излучения была высотой 31,5 метра, что давала возможность увеличить дальность действия до 500 км.

За годы войны заводом было выпущено 27 радиомаяков «Колба».

Аппаратура 'Колба' на 4х машинах

Аппаратура «Колба» на 4х машинах

Весь коллектив завода №327 (900 человек) работал круглосуточно и самоотверженно, под девизом:Всё для фронта! Всё для победы!

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность.

Но впоследствии осталась разветвлённая сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

Заводчане празднуют День победы

Заводчане празднуют
День победы

В 1947 году ленинградцы – ученые и специалисты–радиотехники – выехали из Красноярска домой.

В 1949 году завод получил новую площадку для строительства в центре города.

А в 1952 году – новое имя – Государственное предприятие Почтовый ящик №1, что определило важность задач, поставленных государством перед ним.

В начало страницы