Новости

Герои трассы АЛСИБ

В год окончания второй мировой войны завершила свою деятельность созданная усилиями Советского Союза и Соединенных Штатов Америки гигантская воздушная трасса Аляска – Сибирь.

Она протянулась от Фэрбенкса на Аляске через Берингов пролив до Красноярска в центре Сибири.

По ней на советско – германский фронт перегонялась американская авиационная техника, переданная Советскому Союзу по ленд – лизу.

«АЛСИБ» (так именовал трассу президент США Франклин Д. Рузвельт) на самом деле был куда длинней. Ведь самолеты стартовали с аэродромов авиационных заводов США в Лонг – Бич, Ниагара – Фоле, Оклахома – Сити. Оттуда их перегоняли через городок Грейт – Фолс (штат Монтана) на Аляску, а затем в СССР.

Постановление по АоСибу.

Постановление ГКО–739с.

В Фэрбенксе эти самолеты принимали советские летчики, которые летели до Красноярска.

Здесь их ожидали коллеги – фронтовики, здесь же они обучались полетам на новой для них технике и улетали на ней на запад, на фронт – воевать.

29 сентября 1942 года Павел Недосекин повел из Фэрбенкса первую летную группу, состоявшую из 12 тяжелых штурмовиков «Дуглас» А-20 – 1–я перегоночная авиадивизия.

Как правило, перегон осуществлялся группами по 12 – 20 истребителей; во главе строя «клин» летел самолет–лидер, обычно бомбардировщик Б–25. А обратно на свой аэродром летчики возвращались на транспортных самолетах С–47. Таким образом, путь американских самолетов на советско–германский фронт составляла 14 000 километров!

Значительная часть трассы проходила в суровых просторах Заполярья, где еще недавно хозяевами неба были только высококлассные полярные летчики. Для создания АЛСИБа и его эксплуатации пришлось построить десятки основных и запасных аэродромов, завезти горючее, масло, запасные части, продовольствие, жилье для экипажей и тысяч технических специалистов, базы снабжения. Все это было построено практически за короткое полярное лето 1942 года. В этой работе приняли участие советские и американские специалисты, воинские части, местное население и заключенные печально известного Дальстроя. Многие тысячи невинно репрессированных людей с полной отдачей трудились здесь, внося свой вклад в победу.

Все участники этого небывалого дела – от американских авиастроителей до советских летчиков – работали круглосуточно. Представители двух народов за тысячи километров от фронта вели бой против фашизма.

Начало этой огромной работе было положено 30 июля 1941 года прилетом в Москву личного представителя президента США Гарри Гопкинса; его доклад президенту стал импульсом в пользу немедленной организации военных поставок в СССР.

На Московской конференции трех держав только еще складывавшейся антигитлеровской коалиции – СССР, США и Англии (сентябрь–октябрь 1941г.) – было решено, в частности, поставлять в СССР начиная с 1 октября этого же года по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолета – в основном через Мурманск. Стало ясно, что пути доставки боевых самолетов через Северную Атлантику на Мурманск и через Тихий и Индийский океаны на Иран малонадежны и неоперативны. Но это отдельная героическая страница совместной борьбы.

Потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. И он был создан. Так родился АЛСИБ.

Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под началом генерал–майора Молокова В. В. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов. 13 октября была сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов.

В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно–посадочные полосы, сделали рулёжные дорожки, оборудовали самолётные стоянки. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строящий и эксплуатирующий трассу был подчинен Военно–Воздушным силам Красной Армии. В июле 1942 года Владимир Коккинаки на бомбардировщике Б–25, пролетел по недостроенной трассе, и доставил в Москву американскую правительственную комиссию по вопросам согласования начала перегонки самолётов. 23 июля для приёмки трассы вылетела комиссия ГУ ГВФ. Обследовав маршрут, комиссия разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.

К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов: 5 базовых – отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; так же 5 запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелех и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть–Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде – 15.

Долгое время в нашей стране эта полная героизма страница общей борьбы была упрятана в архивы. Материал, который сейчас перед вами, – одна из редких публикаций в советской печати.

Результаты объединенных усилий более чем красноречивы: уже в первых числах октября самолеты первой группы (вылет из Фэрбенкса 29 сентября 1942 года) штурмовали танковые колонны фашистов в районе Сталинграда! Советские ВВС начали регулярно получать по 120–150 самолетов в месяц.

Аэродром в Уэлькале.

Аэродром в Уэлькале.

На данном фото лидер – В–25, истребители – Р–63 «Кингкобра». 1944 г.

К осени 1944 года темп перегонки возрос до 400 самолетов в месяц, а всего по трассе Аляска – Сибирь – фронт за три года было переброшено, по осторожным подсчетам, более 14 000 боевых самолетов, в том числе около 4 500 истребителей «Аэрокобра» П–390, 2 400 «Кингкобра» П–63А, 2 900 бомбардировщиков «Дуглас» А–20С, 862 бомбардировщика «Митчел» Б–25, примерно 700 военно–транспортных самолетов «Дуглас» С–47.

По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, 307 тонн почты (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.

По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице–президент США Генри Уоллес.

Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились и 1–й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбанкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.

Улицы, дома и деревья умеют говорить. У них есть память, может быть, даже лучше, чем у людей. Они помнят все, что было не только с ними, но и с людьми, которые в нем жили, что происходило во дворе и во всей округе поблизости. Надо только захотеть услышать рассказ дома, который был свидетелем многих событий. Только захотеть…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот красивый пятиэтажный дом, построенный в 1934 году для лётчиков и технического персонала полярной авиации, имеет не одно, а целых два "народных" названия – "Дом Мазурука" и "Авиадом". Илья Мазурук – это легендарный полярный лётчик, полковник авиации, в годы войны возглавивший авиаперегоночную трассу Аляска – Сибирь.

5 мая 2005 года на "Авиадроме" торжественно была открыта мемориальная доска в память лётчиков и технического персонала секретной авиаперегоночной трассы «АлСиб», действовавшей в годы Великой Отечественной войны.

В Красноярске производился ремонт самолётов в мастерских в Покровке, в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода и цирка, где располагался авиремонтный завод. За цирком была взлётно–посадочная полоса аэродрома.

Одна из самых страшных трагедий произошла в самом начале перегонки, 17 ноября 1942 г. в Красноярске. Накануне в Красноярск прилетела группа самолетов из Киренска. На другой день летчики должны были вылететь назад в Киренск на самолете Ли–2, на другом самолете – «Дугласе» Си–47 летчики должны были вернуться в Якутск. Вспоминает бывший командир 4-го ПАПа В. П. Перов: «Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет Ли–2. Ли–2 пошел на взлет прямо до стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на Восток. Подлетая к нашей стоянке, т.е. к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он резко перешел в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю.» Погибло 20 человек. Их похоронили на Троицком кладбище в братской могиле, позже установили памятник.

Назначенный командиром перегоночной дивизии знаменитый полярный летчик И. П. Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, писал: «Авиатрасса длиной почти 6 500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более пяти тысяч километров этого пути пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для летчиков – дорог, населенных пунктов и тому подобное – не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».

Мазурук И.П.

Мазурук Илья Павлович

Объективная и субъективная логика истории трассы АлСиб сложилась так, что вместе с её засекречиванием в годы войны оставалась надолго вне гласности и роль человеческого фактора. А ведь проявленные советским лётным и наземным персоналом мужество и стойкость – порой за пределами человеческих возможностей – в преодолении невероятных трудностей и опасностей, подстерегавших при перегонке, были в «служебном формате» высоко оценены Кремлём и Ставкой, командованием ВВС: 5 ноября 1944 года 1–я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени. По всем статьям она была приравнена к фронтовой авиации дальнего действия и передана в её подчинение.

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность. Многие после войны остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского Управления гражданской авиации. Летчики–перегонщики В.Л.Браташ, В.И.Кузьмин, Н.М.Сладков и Ю.П.Яковлев стали заслуженными пилотами СССР. В наследство от трассы Якутии осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

Памятник в Якутске

Мемориал в Якутске

Героизм тружеников трассы Аляска – Сибирь получил высокую оценку – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1–я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями.

В городе Фэрбенксе, штат Аляска, 27 августа 2006 года состоялось торжественное открытие памятника русским и американским летчикам – участникам перегонки самолетов по ленд–лизу на фронта Второй мировой войны. Автор памятника американский скульптор Ричард Валлен. На памятнике выбиты знаменательные слова: «Структура глобального мира не может быть создана усилием одного человека. Одной партии или одной нации, Обязательно мир должен стоять на основе взаимодействия всего мирового сообщества. Франклин Делано Рузвельт, 1 мая 1945».

В октябре 1992 года, в честь 50–летия начала полетов по трассе в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков. В центре его высится увенчанная стилизованной птицей в полете стела. От нее идет аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 113 летчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б–25, потерпевшего катастрофу в районе поселка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный здесь полномасштабный макет истребителя Р–39 «Аэрокобра» – одного из самых массовых «ленд–лизовских» самолетов.

 

В начало страницы